Психолог родителям: "Зависимое поведение".
Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка)
1.В широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.
2.В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и/или связано с персональными или социальными проблемами.
3.Это способ адаптации и приспособления человека к сложным для него условиям.
Виды зависимого поведения:
Социально не одобряемые: алкоголизм, наркомания, табакокурение.
Социально разрешенные: пищевая зависимость, различные виды игровой зависимости.
Социально одобряемые: социальная зависимость: (любовная зависимость, родственная зависимость, патриотизм, трудоголия, клубы спортивных болельщиков и т.д.).
Зависимое поведение
В основе любой зависимости лежит сформированная незрелость личности. (т.е., любая зависимость – это поведение маленького ребенка, от рождения до 5 лет).
Желание убежать от реальности (реальных страданий) в мир фантазий и иллюзий(уйти в измененное состояние сознания) – детское, незрелое поведение.
Причины зависимого поведения
- Подавленная агрессия (агрессия – это естественная энергия, она может быть разрушительной и позитивной).
- Не сформированность навыков адаптивно выражать свои чувства в социально-приемлемой форме.
- Попытка снятия душевного напряжения через взаимодействие с внешним миром или детскими, привычными способами.
Напряжение возникает
Когда не реализуется потребности в детском и подростковом возрасте:
- желания принятия себя таким, какой есть; потребность в самовыражении и в отстаивании своих границ;
- потребность в поиске смысла жизни.
Протекание зависимости (4 стадии)
1.стадия легкой увлечённости - происходит процесс адаптации.2.стадия увлечённости -период резкого роста, быстрого формирования зависимости.
3.стадия зависимости - величина зависимости достигает максимума, положение которой зависит от индивидуальных особенностей личности и факторов среды.
4.стадия привязанности - спад или фиксация на определенном уровне и устойчивость в течение длительного времени.
Что делать?
Прояснить, в чем потребность ребенка (наблюдая и слушая, понимая скрытый смысл)
(Например: компьютерные игры - Хорор – тревога, стрельба - агрессия, стратегия – желание чего-то изменить , квесты – обращение к своему внутреннему миру, поиск бога в нутрии себя. Употребление алкоголя и табака и пищевая зависимость – потребность в принятии матерью либо наоборот ухода от родительской опеки).
Родительский пример.
(Дети должны знать и видеть как родители справляются и справлялись раньше с трудностями возникающими в их жизни)
Только правда.
Разговоры с детьми о душе, о смысле жизни.
Сания Ужанова, педагог-психолог МРТК