«Айхальский» филиал МРТК: адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении.
Каждый год, как и все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые приходят к нам из общеобразовательных школ поселка., и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.
Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями.
Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по-другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса, пришедшие к нам по окончании 9 класса общеобразовательной школы. Целью и задачей программы в работе со студентами, является создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента. Необходимо донести до будущего студента следующую информацию :
- представление о структуре учебного процесса, выбранной профессии, профессиональных компетенциях;
- силе групповой сплоченности, создании благоприятного психологического климата в коллективе;
- необходимости повышения уверенности в себе;
- стремление каждого к формированию личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию;
- умение позитивно самооценить свои действия, творческие способности;
- способности развития навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.
Для достижения этого необходимо предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой, что возможно путем :
- изучения индивидуально – психологических особенностей студентов, их интересов, мотивов поступления в колледж, отношения к будущей профессии;
- проведением мероприятий по исследованию уровня социально - психологической адаптации и выявление дезадаптации первокурсников;
- определения профессиональных склонностей, выявления творческих способностей;
В плане профилактики следует проводить:
- мероприятия в форме классных часов, психологических игр, групповых бесед, часов общения с элементами тренингов направленные на успешное протекание социально-психологической адаптации первокурсников;
- организацию воспитательной и внеурочной работы с первокурсниками по формированию устойчивого интереса к избранной профессии;
- мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения в период адаптации первокурсников.
Оценка эффективности проведенной работы складывается из результативности мероприятий по адаптации первокурсников к обучению в колледже, повышению их мотивации и сохранность контингента. Ожидается уменьшение симптомов дезадаптации, своевременное предупреждение возможных правонарушений, нарушений психологического здоровья, развитие готовности к профессиональному обучению.
Родители абитуриентов, ознакомившиеся с данной информацией, высказали свое мнение по поводу данной статьи: Познавательна и своевременна. Чувство профессиональной заботы о своих детях появилось!
Марина Хайдукова, социальный педагог филиала «Айхальский» МРТК.
Пресс-служба ГАПОУ РС (Я) «МРТК» филиал «Айхальский».
Ссылки по теме:
- Раздел "Абитуриентам МРТК"
- Раздел "Филиал "Айхальский""
- Абитуриент-2021: профессии «Электрослесарь подземный» научат в филиале «Айхальский» МРТК.
- Приемная комиссия-2021 МРТК и филиалов принимает документы от абитуриентов.
- Абитуриентам и родителям: каждую пятницу в 19:00 в ZOOM "Вопрос - Ответ".
- Студенты «Айхальского» филиала МРТК – участники онлайн-фестиваля по силовым видам спорта «Покажи свои умения».
- Онлайн-фестиваль волонтерских движений «Импульс» МРТК филиала «Айхальский» и ОО «Верный друг».
- Все новости МРТК.